Форум » Рецензии » "Сокрушение империи". Несколько замечаний. » Ответить

"Сокрушение империи". Несколько замечаний.

Ингвар: Прежде всего, хотел сказать большое спасибо Сергею и Эдуарду за долгожданную книгу о Тридцатилетней войне. Если другие периоды и войны «Эпохи парусных флотов» более-менее знакомы нашим читателям, то этот – наименее известен (отчасти в силу традиционной нелюбви российских историков к семнадцатому столетию, отчасти – в силу труднодоступности иностранных источников и исследований). Можно не сомневаться, что большую часть информации, собранной в книге, в русскоязычной литературе найти невозможно. Историография этой, «первой мировой» войны, в нашей стране весьма не богата, а если говорить о сражениях на море, то аналогичного специального исследования в России еще не было. Уже этот факт делает вашу книгу весьма ценной работой в коллекции любителей военно-исторической литературы. Будем надеяться, что книга вызовет заслуженный интерес у многих читателей, увлеченных морской тематикой. В ней достаточно подробно освещены все важнейшие баталии между флотами Испании, Голландии, Франции, Англии, Швеции и Дании. Особенно это касается такой практически неизвестной темы, как морские сражения между европейскими эскадрами у берегов Америки и Азии. Ну и несколько замечаний и дополнений. 1) Не слишком удачное название «Сокрушение империи». Историки, пишущие о семнадцатом веке, традиционно называют «Империей» австрийскую монархию Габсбургов. В данном же случае речь идет об Испанском королевстве, которое, даже утратив в первой половине века сильный военной-морской флот, сохранило колонии, т.е. «империей», на мой взгляд, быть не перестало. 2) Захват шведами «имперского» флота в Висмаре в 1632 г. (стр. 66). Из тринадцати названных кораблей, 7 или 8 были польскими: «Меерман» (он же - «Водник»), «Меервайб» («Панна Водна»), «Арка Ноего», «Феникс», «Дельфин», «Санкт-Якоб» («Свенты Якуб»), «Тигерн» (ранее взятый у шведов под Оливой) и, возможно, «Бялы пес» (немецкое название неизвестно). Фактически это был конец не только имперского, но и польского флота (герои Оливы стали трофеями шведов). 3) Бой у острова Силт (или Листер-Тиф) 16 мая 1644 г. (стр. 67). В указанном бою датчанами была разбита голландская эскадра адмирала Тиссена (Тейссен), который в августе 1644 г. снова появляется у берегов Дании. Непонятно, поражение Тиссена было незначительным, или он привел в Зунд новую эскадру взамен «разгромленной»? 4) Бой при Кольбергер-хейде 1 июля 1644 г. (стр. 71). Следовало бы упомянуть о героическом поведении короля Кристиана IV, раненого осколком гранаты в глаз, но продолжавшего командовать флотом. На эту тему даже есть известное батальное полотно. 5) Битва при Фемарне 13 октября 1644 г. (стр. 74-75). Можно было бы поподробнее об этом одном из самых важных сражений на море первой половины века. Датчане потеряли почти все свои большие корабли, включая флагман Прос Мунда “Patientia”, а также “Lindormen” и “Oldenburg”. “Patientia” был взят на абордаж шведскими кораблями “Regina” и “Goteborg”. “Lindormen” взорвался и затонул. “Oldenburg”, окруженный тремя шведскими кораблями, после короткого боя, сдался. Датский “Tre Lover”, атакованный тремя голландскими кораблями, смог потопить один из них - “Swarte Arent” (это была единственная потеря шведско-голландского флота), но в ходе боя также был вынужден сдаться голландцам. В остальном мне все нравится. Еще раз большое спасибо авторам!

Ответов - 8

Tourville: Это из R.C. Anderson, Naval Wars in the Baltic (1910): БИТВА В КИЛЬСКОЙ БУХТЕ В 30-летнюю войну Швеция стремилась к установлению господства на все побережье Балтийского моря. Обладая превосходством на суше, на море она тем не менее уступала Дании. В 1643 году у Швеции имелось 31 боевой корабль и 11 вспомогательных. Флот Дании насчитывал 64 корабля, из которых 40 были боевыми. Шведы представляли себе трудности, связанные с овладением этим регионом в условиях превосходства датского флота, поэтому попытались компенсировать слабость закупкой в сочувствующей им Голландии сразу 30 кораблей и наймом на них голландских экипажей. Сделка была заключена, но голландская эскадра так не и прибыла на Балтику, потому что 16 мая 1644 года была разбита датским флотом у острова Силт. Шведам пришлось располагать исключительно собственными силами. Шведы в начале 1644 года встали перед трудным заданием овладения датскими островами в условиях превосходства датского флота. 13 июня весь шведский флот под командованием адмирала Класа Флеминга-младшего встал у Копенгагена, но не попытался его атаковать, хотя датская столица со стороны моря была защищена только 11 старыми кораблями, так как главные силы не вернулись еще из экспедиции против голландской эскадры. Шведы не воспользовались таким удачнейшим случаем, а направили свои корабли к Кильской бухте, где на побережье находилась шведская армия, готовая к высадке на датские острова. Сначала шведское командование намеревалось переправить войска на Фюн, но из-за его мощной обороны, изменило намерения и решило высадить войска на более слабо защищенный Лоллан. К высадке десанта шведское командование приступило 1 июля 1644 года. Плотным строем шведские корабли прошли от Кильской бухты к проливу у Фемарна, где неожиданно натолкнулись на весь датский флот, который в количестве 64 боевых и вспомогательных кораблей подошел от Копенгагена, чтобы помешать шведам. ( Андерсон: шведский флот состоял из авангарда под командованием Флеминга - Scepter 58, Drake 40, Göteborg 36, Rafael 36, Regina 34, Leopard 36, Jupiter 34, Smalands Lejon 32, Katta 22, Tiger 18, Mane 16, 2 брандера. Центр составляли под командованием адмирала Ульфспарра Krona 68, Nyckel 34, Stockholm 34, Samson 32, Vestervik 26, Vestgöta Lejon 26, Salvator 26, Merkurius 26, Apollo 26, Rekompens 22, Svan 22, St. Jakob 12, 2 брандера. В арьергарде адмирал-лейтенанта Бьёлкенштерна шли Gota Ark 72, Svärd 32, Mars 30, Andromeda 26, Jägare 26, Vesterviks Fortuna 24, Akilles 22, Enhorn 18, Gamla Fortuna 18, Falk 18, Papegoja 12, 3 брандера. Grip 12, Lam 12, Fenix 10 в сражении не участвовали. Всего 34 корабля и 7 брандеров, 1 018 орудий (из этих брандеров 4 использовались в качестве конных транспортов. Датчане располагали следующими силами: первая эскадра генерала-адмирала Винда - Patientia 48, Oldenborg 42, Stormar 32, Fides 28, Svan 26 , Lam 16, Havhest 14, Jomfrusvend 6, Orn 4, Prinds Christian (т); вторая эскадра генерала вице-адмирала Грабова - Lindorm 38, Tre Lover 46, Kroner Fisk 20, Sorte Bjorn 14, Hvide Bjorn 14, Postilion 14, Emanuel (т), Forgyldte Stokfisk (т), S. Peter (т), S. Jakob (т); третья эскадра короля Христиана IV - Trefodighed 48, Tvende Lover 22, Norske Love 30, Sorte Rytter 24, Pelikan 36, Graa Ulv 30, Neptunus 28, Holladske Fregat 12, Hojenhald 8, Josua (т); четвертая эскадра четвертого адмирала Мунда - S.Sophia 40, Tre Kroner 30, Delmenhorst 28, Nelleblad 24, Markat 16, Gak Med 12, Samsons Gallej 9, Flyvende Hjort 8, Rote Gans (т), Unge Ulv (т). Всего 40 кораблей и около 927 орудий (считая в среднем для торговых судов по 20 пушек на каждом). Встреча с более сильным противником захватила Флеминга врасплох. К тому же в условиях восточного ветра датский флот имел лучшую свободу маневра. Он приказал шведскому флоту лечь на северо-западный курс, что означало отказ от высадки десанта на Лоллане. Шведский флот направился в залив Хохвахт. Датчане последовали за ними, но не слишком приближались к берегу. Их флот маневрировал у входа в Кильскую бухту, преграждая путь одновременно к Фюну и Лоллану. Ветер постепенно сменился с восточного на южный, то есть благоприятствовал стоящему ближе к берегу шведскому флоту. Этим воспользовался адмирал Флеминг и в полдень 1 июля начал атаку на датчан. Со свежим ветром шведские корабли стали быстро приближаться к флоту противника, который растянулся на большом расстоянии, с намерением разбить того по частям. Датчане смогли однако уклониться от первых залпов, а затем, умело маневрируя, атаковали отдельные шведские корабли. Вскоре битва превратилась в множество отдельных стычек, начинавшихся артиллерийскими дуэлями и переходящими в абордажный бой. Они продолжались до позднего вечера, но и тогда разошедшиеся участники не прекращали сражаться. Командиры флотов и эскадр не имели возможности руководить своими подчиненными; отдельные корабли сражались сами по себе, и в этом не было ничего необычного для морского боя первой половины XVII века. Обе стороны понесли тяжелые потери в людях, но ни один корабль в течение долгого сражения не был потоплен или захвачен. Больше потери были у датской стороны, зато шведы не сумели осуществить планы по высадке десанта. Битва 1 июля не привела к прекращению боевых действий. Оба флота собирались вести боевые операции и дальше. Шведы не утратили надежды высадить десант на Фюне. 2 июля они перевели свой флот из залива Хохвахт вглубь Кильской бухты под защиту взятой ими ранее крепости Кристианспрайс. Датский флот после битвы маневрировал у побережья острова Лоллан, а затем, опасаясь высадки врага на острове Фюн, перешел в Кильскую бухту и заблокировал стоявший в небольшом Кильском фьорде шведский флот. Ситуация для последнего осложнилась в середине июля, когда прибывшие к побережью австрийские войска быстрым ударом взяли Киль. У шведов остался только Кристианспрайс, причем крепость, как и сами шведские корабли, попали под обстрел установленных австрийцами на восточном берегу фьорда батарей. Для кораблей фьорд стал небезопасным местом, так как имперские ядра падали на их палубы. 29 августа так был убит командующий флотом адмирал Флеминг. Его место занял генерал Карл Врангель, человек, который никогда не командовал флотом, но хорошо понимающий, что битва с превосходящим по численности противником на ограниченной акватории может кончиться катастрофой. Он приказал как можно лучше оберегать корабли под прикрытием орудий крепости и готовиться вырваться из ловушки на воды залива. Его планам частично помогли командиры датского флота, которые вопреки приказам короля Кристиана IV действовали слишком уж осторожно. Король поручил адмиралу Петеру Галту войти во фьорд и дать бой. Эта битва могла стать решающей, причем лучшие шансы на победу в ней имела датская сторона. В соответствии с королевским приказом Галт 30 июля вошел в Кильский фьорд, но задержался и у южного берега, опасаясь огня пушек из расположенной на северном берегу крепости. Оба флота стояли довольно близко друг от друга, не решаясь начать сражение. 31 июля Кристиан IV отстранил за нерешительность Галта и передал командование адмиралу Эрику Оттесену. Однако и тот не спешил завязывать сражение. 1 августа весь день он маневрировал ввиду шведского флота, пытаясь занять наиболее выгодную позицию. Шведы под давлением датчан уплотнили строй кораблей у северного берега, уклоняясь от спорадических и мало продуманных атак противника. К вечеру поднялся сильный северо-западный ветер, давший шведам шанс уйти из западни. Хотя датчане окружили тесным кольцом прижатых к берегу шведов, однако адмирал Оттесен не решился начать битву в сумерках и отложил ее на утро следующего дня. Это решение помогло шведскому флоту выйти из положения. С наступлением темноты шведские корабли в полной тишине подняли паруса и с погашенными огнями выскользнули из кольца кораблей неприятеля в Кильскую бухту. Этому маневру помогли темная ночь и сильный ветер, заглушивший все звуки. Когда датчане заметили исчезновение врага и начали погоню, было уже поздно. Шведы на всех парусах уходили в Балтику к своим базам в районе Стокгольма. Вина за потерю возможности разбить шведский флот лежит на адмирале Галте из-за его нерешительных действий. Военный суд приговорил его к смерти. Отессен наказания избежал. ПРОРЫВ ГОЛЛАНДСКОГО ФЛОТА ЧЕРЕЗ ЗУНД После прорыва шведского флота датчан постигла еще одна неудача. В начале августа 1644 года на Балтику направилась эскадра из 24 нанятых в Голландии кораблей, чтобы помочь Швеции. Голландские корабли под командованием адмирала Мартена Тейссена без помех пришли к Зунду и 10 августа между островом Мён и городом Фальстербо на юге Скании обнаружили 9 датских кораблей, пытающихся заградить им дорогу. Их специально выделили от главных сил, чтобы заградить пролив в районе Копенгагена. Они не успели туда дойти. Голландцы имели численное превосходство, но Тейссен не стал завязывать боя, опасаясь, что поблизости находятся главные силы Дании. Его главным заданием было прибыть на Балтику и соединиться с шведским флотом. В связи с этим он просто отогнал пушечным огнем пытавшиеся помешать ему датские корабли и, умело маневрируя, ушел на Балтику. Вскоре он появился в гавани Стокгольма. Этот прорыв был смелым решением. Тейссен правильно выбрал для него время, когда основные силы противника были заняты погоней и блокированием шведского флота. Датчане допустили серьезную ошибку, оставив Зунд без прикрытия. Голландские корабли уравняли теперь воюющие стороны в силах. СРАЖЕНИЕ В ПРОЛИВЕ ФЕМАРН После ухода из Кильской бухты шведский флот два месяца простоял в своих базах, хотя и был усилен голландскими кораблями. Датчане крейсировали в юго-западной части Балтики, но ввиду пассивности противника в сентябре их главные силы направились в Копенгаген. В море остались только 17 кораблей адмирала Протаса Мунна (Protaz Mund), охранявших подходы к датским островам. В первых числах октября в Балтийское море вышел объединенный голландско-шведский флот из 42 кораблей под общим командованием недавнего генерала, а теперь адмирала Карла Врангеля. 11 октября неожиданно для датчан силы Врангеля появились у берегов острова Лоллан, готовясь к высадке десанта. Вскоре туда прибыла датская эскадра. Врангель немедленно отошел от острова и все внимание сосредоточил на кораблях Мунна. Тот не испугался более сильного врага и 13 октября начал сражение. Однако перевес шведов был слишком велик, чтобы датчане могли рассчитывать на успех. Очевидно, Мунн стремился лишь атакой фланга шведского флота вынудить того уйти из пролива Фемарна. Бой он думал вести артиллерийский, избегая абордажа. Опыт адмирала, который в мае 1644 года разгромил голландскую эскадру у острова Силт, сочетался с мастерством капитанов и вышколенностью команд кораблей. В ходе битвы датские корабли действовали очень энергично. Капитаны умело маневрировали, а матросы стойко сражались, но надежды Мунна обойтись артиллерийской дуэлью не сбылись. Некоторые из его кораблей, имея повреждения, были окружены кораблями противника, другие поспешили им на помощь, вследствие чего храбрый адмирал пошел на абордажный бой. Спустя 6 часов в датской эскадре способными вести бой оставались только 3 корабля. Но и они, видя полное поражение своей эскадры, вышли из боя и преследуемые шведами направились к Копенгагену. Из остальных 14 кораблей 3 были потоплены пушечным огнем, 9 взяты на абордаж, а 2 выбросились на мель у острова Лоллан. Адмирал Мунн встретил смерть на палубе своего флагманского галиона Patientia. Битва в проливе Фемарн закончилась разгромом датской эскадры, потерявшей 14 кораблей. Это было одно из самых кровопролитных сражений на Балтике в первой половине XVII века. В ней использование артиллерии сочеталось с абордажем. Оба способа оказались одинаково эффективными, но при огромном неравенстве сил исход боя был предрешен изначально. БЛОКАДА ЗУНДА ГОЛЛАНДСКИМ ФЛОТОМ В 1645 году действия на Балтике приобрели другой характер, нежели годом раньше. Причиной стало вмешательство в войну Объединенных Провинций, которые добивались свободы судоходства в Зунде. Голландия, поддерживая Швецию, официально не объявляла Дании войны, но в июне неожиданно для Дании ввели в пролив свой флот из 37 кораблей под командованием адмирала Корнелиуса Витте де Витта. Вслед за ними через Зунд прошел голландский торговый флот в количестве примерно 300 судов. (Андерсон (возможно, имея ввиду вообще голландский флот): Maze - Brederode 51, Gecroonde Lieffde 33, Prinds Hendrick 23, адмиралтейские корабли Амстердама - ’t Huys van Nassau 36, De Goude Maan 34, De Goude Son 33, ’t Wapen der Goes 32, Gelderlant 32, Zutpen 32, ’t Jartsvelt 30, Prins Hendrick 30, Bommel 30, старая директория Амстердама - De Burght 24, Prinses Royale 28, Hollandia 26, De Valck 23, De Jonge Prins 28, De Wakende Boey 26, de Drommedaris 24, ’t Wapen Medemblick 25, новая директория Амстердама - Sint Andries 30, De Grooten Jupiter 30, De Fortuyne 28, Den Godt Mars 26, Sint Jacob 26, Patientia 26, ’t Wapen Genua 36, Den Cleynen Jupiter 22, Venetia 32, Abrahams Offerhand -, Coninck van Sweden 26, Den Swarten Raven 30, De Rechte Lyeffde 26, De Goude Leeu 24, адмиралтейские корабли из ’t Noorder-quartier - De Hoope 26, ’t Wapen Alcmaer 24, ’t Wapen Hoorn 24, Medenblick 26, Sampson 28, -26, старая и новая директории из Энкхузена - Getrouwen Harder 34, Den Haen 34, Den Dolphyn 34, Coninck Davidt 30, из Меденблика - De Coninck Davidt 28, из Харлингена - Prins Willem 28. Всего 49 (?) кораблей с 1 410 орудиями) Король Кристиан IV был бессилен перед лицом открытого нарушения прав Дании в водах пролива, так как его флот еще не был готов, а выступление против голландских кораблей означало объявление войны Голландии. Поэтому он принял салют от Витте де Витта и ждал дальнейшего развития событий. Голландский адмирал тем временем после прохода торговых судов расставил часть своих кораблей у обоих выходов из пролива, а с 28 кораблями стал на якорь у Копенгагена. Это была явная провокация, означавшая блокаду Зунда, Копенгагена и стоявших в его порту датских кораблей. Официальные протесты были проигнорированы. Для снятия блокады был необходим равный голландскому флот, которого у короля не было. В Копенгагене имелось лишь около 20 пригодных к бою кораблей, которые из порта не выходили. К блокаде Зунда и Копенгагена присоединился шведский флот, который в первых днях июня высадил десант на Борнхольме. (Андерсон: флот шведов состоял из трех эскадр. 1-я - Scepter 56 (Ryning), Apple 66, Patientia 44, Svard 34, Samson 34, Oldenborg 30, Rekompens 22, Apollo 28, Kalmarnyckel, Mane 18, Hok 14, Meerweib 8, 1 bojort, 1 брандер. 2-я - Tre Lejon 48 (Wrangel), Drake 40, Orn 38, Smalands Lejon, Trekronor 32, Regina 34, Leopard 30, Fides 28, Jagare 26, Tu Lejon 22, Svan 22, Kronfisk 16, 1 брандер. 1 пинасс. 3-я - Krona 68 (Ulfsparre), Jupiter 38, Stockholm 34, Nyckel 32, Vestgota Lejon 26, Merkurius 26, Vesterviks Fortuna 24, Katta 20, Enhorn 18, Grip 12, 1 брандер, 1 галиот). 17 июня шведы овладели этим островом, а датский флот так и отважился покинуть Копенгаген. Затем 30 шведских кораблей адмирала Врангеля с 6 тысячами солдат на борту 25 июля подошли к лежащему перед Копенгагеном острову Амагер и стали на якорь перед городом Драгёр, угрожая высадкой десанта и ударом непосредственно по датской столице. В такой ситуации Кристиан IV признал войну проигранной. В итоге подписанного в Брёмсебро 13 августа 1645 года трактата Швеции возвращался остров Готланд, и Дания передавала ей помимо прочих еще и остров Эзель. Кроме того, шведские торговые суда освобождались от пошлин в Зунде, а военные корабли (до 5 единиц) могли свободно проходить через этот пролив, не спрашивая позволения датских властей. Этот трактат означал конец датскому господству на Балтике. Относительно боя у о. Силт 16 мая 1644 г. посмотрю, что у меня есть.

Tourville: Ингвар пишет: Бой у острова Силт (или Листер-Тиф) 16 мая 1644 г. Относительно боя 16.05.1644: 1 мая король Христиан вышел в море и пошел к Гетеборгу с 9 кор., 1 ФР и 1 галерой; там он 16 мая встретил Тейссена с 23 кораблями (Garde, Efterretninger…). По данным Zettersten, голландцы (были под шведскими флагами) ушли в Голландию исправлять повреждения. Похоже, голландские корабли были зафрахтованные торговые. Bergersen приводит списки эскадр датчан и голландцев.

Ингвар: Tourville пишет: Относительно боя 16.05.1644: 1 мая король Христиан вышел в море и пошел к Гетеборгу с 9 кор., 1 ФР и 1 галерой; там он 16 мая встретил Тейссена с 23 кораблями (Garde, Efterretninger…). По данным Zettersten, голландцы (были под шведскими флагами) ушли в Голландию исправлять повреждения. Похоже, голландские корабли были зафрахтованные торговые. Bergersen приводит списки эскадр датчан и голландцев. А нет ли списка голландской эскадры на бой у Фемарна? Можно было бы сравнить состав двух эскадр - на май и на октябрь 1644 г. Я привел сведения о сражении у Фемарна из книги шведских авторов, переведенной на польский: Wolke L.E., Larsson G., Villstrand N.E. Wojna Trzydziestoletnia. Europa i swiat 1618-1648. Warszawa, 2010. Фемарну там посвящена целая глава (с. 219-232), но полезной информации мало. Можно лишь дополнить, что датский вице-адмирал Грабов (Joachim Grabou), бывший на своем "Lindorm", после гибели корабля пленен шведами. Кристиан IV на борту своего флагмана "Trefodighied" 1 июля 1644 г.

Tourville: Ингвар пишет: А нет ли списка голландской эскадры на бой у Фемарна? Можно было бы сравнить состав двух эскадр - на май и на октябрь 1644 г. Голландская эскадра в мае 1644 г. (была также повреждена в результате плохой погоды?): Адм. Тейссен (Tijssen) Vergulde Swan 28 100 (flag) Conninck van Sweden 28 60 Campen 26 60 Patientia 24 60 Witte Engel 34 78 Prins 20 57 Brouver 20 5 Harderinne 8 30 Вице-адм. Гердтсон Groote Dolphin 28 80 (flag) Swarte Rave 26 75 Swarte Arent 22 60 St. Maerten 20 75 Liefde van Horn 20 40 St. Matheus 24 70 Шаутб. Маркуссен Groot Vlissingen 26 90 (flag) Gecroonde Liefde 31 60 Nieuwe Vlissingen 24 90 Vergulde Posthoorn 20 55 Wapen van Medemblik 20 70 Drij Croonen 20 80 Nortcoping 20 80 Lange Bark 18 40 Galiote 2 6 Голландская эскадра 13 октября 1644 г. Адм. Анкархьелм Jupiter 34 85 (flag) Conninck van Sweden 28 60 Campen 26 60 Patientia 24 60 Witte Engel 34 78 Prins 20 57 Brouver 20 5 Harderinne 8 30 Вице-адм. Гердтсон Groote Dolphin 28 80 (flag) Swarte Rave 26 75 Swarte Arent 22 60 St. Maerten 20 75 Liefde van Horn 20 40 St. Matheus 24 70 Шаутб. Маркуссен Groot Vlissingen 26 90 (flag) Gecroonde Liefde 31 60 Nieuwe Vlissingen 24 90 Vergulde Posthoorn 20 55 Wapen van Medemblik 20 70 Nieuw Gottenburg 22 52 Galiote 2 6 (O. Bergersen, Fra Henrik Bielke til Iver Huitfeldt, t. 1-4, Trondheim, 1953-56). По-видимому, все или почти все голландские корабли были торговые, небольшие и слабо вооруженные.

Ингвар: Tourville пишет: По-видимому, все или почти все голландские корабли были торговые, небольшие и слабо вооруженные. Спасибо, состав двух эскадр фактически одинаковый, разве что командующий сменился. Голландцы, похоже, не рискнули послать на Балтику боевые корабли (отправили тех, кого не жалко ) Да, и теперь понятно, что означает фраза шведских авторов, что "Tre lover" сдался голландскому "Patientia" (название такое же, как у датского флагмана). Датский флагман "Patientia" (слева) ведет бой со шведскими “Regina” и “Goteborg” при Фемарне -

Ингвар: Еще одно замечание по поводу "испанской морской школы" - о ней сказано только в заключении книги, очень сжато. Причем в качестве положительных примеров приводятся только победы над турками. В качестве примера удачных действий испанцев наверное стоило бы упомянуть их морские победы над голландцами при Гибралтаре (10 августа 1621 г.), Кабанас (Cabanas - 3 сентября 1638 г.) и Сент-Винсенте (4 ноября 1641 г.). Вероятно, отчасти, это тоже были результаты бурной деятельности герцога Осуны (хотя его уже не было).

Aurum: Tourville пишет: Это из R.C. Anderson, Naval Wars in the Baltic (1910): спасибо Относительно боя у о. Силт 16 мая 1644 г. посмотрю, что у меня есть. Да, тож интересно и надо. И по возможности схемы, если можно, плиз

Tourville: Aurum пишет: тож интересно и надо. И по возможности схемы, если можно, Схем не видел. Есть поименный список датского флота в Норвегии 17 мая 1645 г. (ком. - Ове Гедде) - 24 кор., 594п, 2923 чел., 30 мая у де Витта - 49 воен. кор. и 300 торговых, 1400 пушек и 4300 чел.



полная версия страницы