Форум » Англия против Франции » Вояж "Глориосо" » Ответить

Вояж "Глориосо"

Benbow: В июле 1747 года испанский линейный корабль «Глориосо»[1] (пострен в 1740 году в Гаване, 70 пушек, но ни одной из них более 18 фунтов) взял курс от берегов Панамы к Кадису. На его борту находилось ни много, ни мало - 4 миллиона песо серебром. В этих деньгах Испания, погрязшая в долгах после долгой войны, очень нуждалась. Командовал кораблем храбрый капитан Педро Мессия де ла Серда. Неудачи преследовали корабль практически с самого выхода – около Подветренных островов его обнаружил британский конвой, линкор сумел скрыться в набежавшем шквале, однако (как оказалось позже) британцы были предупреждены своими шпионами заранее о выходе «золотого галеона»[2]. Тем не менее де ла Серда без особых проблем довел корабль до Азорских островов, но вечером 24 июля у острова Флорэс «Глориосо» был обнаружен английским отрядом в составе 60-пушечного корабля «Варвик» (кэптен Джон Крукшенкс) и 40-пушечного фрегата «Ларк». Англичане пустились в погоню. «Ларк» довольно быстро нагнал испанца и завязал перестрелку, де ла Серда смог отбиться за счет крупнокалиберных ретирадных 18-фунтовок. Фрегат отстал, поджидая флагман патруля. К 14.00 25-го июля «Варвик» приблизился к «Глориосо», Крукшенкс допустил большую ошибку – он приказал «Ларку» атаковать испанца, а сам обстенил паруса и немного отстал. «Глориосо», грамотно маневрируя, смог отбиться от фрегата, сбив на нем две мачты и сильно повредив такелаж. В свою очередь испанцы недосчитались 4 человек убитыми и 44 – раненными. Всего в испанца попало 4 ядра (одно из них – картечное – разорвалось на шканцах)[3]. Предполагая, что англичане не отстанут, де ла Серда решил изменить направление и повернул к Ферролю. Как позже оказалось – испанский капитан ошибся только в одном – англичане выслали перехватчиков почти ко всем испанских портам. У мыса Финистерре 15 августа 1747 года «Глориосо» обнаружил адмирал Джон Бинг (тот самый, расстрелянный позже) с 50-пушечным «Оксфорд», 24-пушечным «Шорхэм» и 20-пушечным «Фэлкон». Бинг сразу же решил взять испанца в два огня, однако де ла Серда быстро сориентировался и отослал всех свободных марсофлотов к пушкам. В результате испанцы развили такой огонь, что вскоре «Шорхэм» и «Фэлкон», расстрелянные донельзя, спешно вышли из боя, а «Оксфорд» потерял грот-мачту. Но и «Глориосо» был поврежден – британцы сбили бушприт, около 40 человек было убито, а более 50- ранено. Корабль взял курс на порт Коркубион (недалеко у Ла-Коруньи), где с него выгрузили серебро и произвели необходимый ремонт, а так же пополнили экипаж. В начале октября «Глориосо» был готов к выходу и покинул гавань, направившись в Кадис. Памятуя о британских патрулях де ла Серда повел корабль подальше от португальских берегов, но 17 октября у Финистерре его перехватила эскадра Джорджа Уолкера в составе аж четырех 30-пушечных фрегатов «Дюк», «Кинг Джордж» (флагман), «Принсесс Амалия» и «Принц Фредерик»[4]. Фрегаты как гончие пустились в погоню, однако де ла Серда, как мы уже знаем, тоже был парнем не промах – после 20-минутной дуэли головной «Кинг Джордж» потерял две мачты, 8 орудий, а так же 7 человек убитыми и 29 – раненными. Корабль Уолкера отвернул, остальные продолжили преследование. Утром следующего дня к "гончим" присоединились 50-пушечный «Дартмут» и 92-пушечный тяжеловес «Расселл». «Дартмут», недавно почистивший днище, быстро сблизился с «Глориосо» и затеял дуэль с испанцем. Команда де ла Серды, которой после стольких боев уже был сам черт не брат, вела очень точный огонь, одно из ядер попало в крюйт-камеру британца и линкор взлетел на воздух[5]. Позже уцелевших подобрал фрегат «Принц Фредерик». К вечеру 18 октября англичане смогли окружить испанца. Несмотря на бешенное превосходство в силах бой длился с полуночи аж до 9 утра следующего дня. На утро на «Глориосо» не осталось ни одной целой мачты, потери убитыми и раненными превысили 160 человек и де ла Серда по решению военного совета поднял белый флаг. Англичане сопроводили приз в Лиссабон, там его поставили в док, однако корабль оказался столь разбит, что его пустили на слом. Экипаж де ла Серды, так же как и он сам, были отправлены в Лондон, где он просто стал предметом поклонения англичан. Испанского забияку принял сам Лорд-Адмирал и выразил ему свое восхищение. Сэр Джулиан Корбетт охарактеризовал бои «Глориосо» как «лучший пример настоящего боевого духа испанских моряков». [1] «Glorioso» - «Прославленный». [2] Так англичане называли корабли с сокровищами из Вест-Индии [3] За этот бой Крукшенкс был привлечен в суду и выгнан из флота. [4] Эскадру эту в Ройал Неви из-за названий кораблей шутливо прозвали «королевским семейством». [5] В живых остались лишь лейтенант Кристофер О’Брайан и 11 матросов.

Ответов - 40, стр: 1 2 All

Алексей: Спасибо! Очень интересная статья. В англо-язычной литературе нередки упоминания о "плохих" испанских моряках и флоте, и вот блестящий пример обратного!

Герцен: Спасибо за интересные подробности. Похоже "Глориосо" в одиночку нанес урону конкретно британскому военному флоту больше, чем весь флот Испании в эту войну (исключая, конечно, осаду Картахены). Педро Мессия, маркиз де ла Вега, потомок по женской линии инфантов Ла Серда. Учавствовал во всех сколько нибудь значимых операциях испанского ВМФ в первой половине 18 века. В том числе крейсерства в Атлантике, Бискайском заливе, завоевание Сардинии, борьба с берберскими пиратами. Поход "Глориосо" самая яркая страница карьеры. Дослужился до генерал-лейтенанта. Был вице-королем Новой Гранады. Не знал, что в деле был замешан Бинг-младший. Странно, несмотря на неудачу, он получил в этом же году вице-адмирала. У Джона Бинга вроде вообще не было ярких моментов в карьере. Протекция? Непотизм? Хотя отец умер в 1733-м.

Benbow: Герцен пишет: Протекция? Скорее всего - дань уважения его отцу - Джордж Бинг очень много сделал для Англии. Benbow пишет: но 17 октября у Финистерре его перехватила эскадра Джорджа Уолкера Все же у мыса Сент-Винсент. Почему-то посчитал, что Финистерре и Сент-Винсент - название одного и того же географического места.

Benbow: ТТХ кораблей противника: "Варвик". Построен в 1733 году. Двадцать четыре 24-фунтовки на нижнем деке, остальное - мелочь от 9 фунтов и ниже. "Оксфорд" - двадцать две 18-фунтовки. Остальное мелочь. "Расселл" (1692, перестроен в 1735) - двадцать шесть 32-фунтовок, двадцать шесть 12-фунтовок, остальное мелочь. "Дартмут" (1746) - 22*24-фунтовки и 22*12-фунтовки. Остальное мелочь. Фрегаты пушек более 18 фунтов не имели. Кстати - вопрос по "Расселу" - в одних книгах он 92-пушечный, в других - 80-пушечный. Стоит так же добавить что у "Расселла" был ослабленный экипаж - чуть ли не половина матросов болела цингой.

Benbow: Информация с http://www.todoababor.es Полное имя корабля - Glorioso el Nuestra Señora de Belén Всего к октябрю 1747 года за Глориосо охотилось 10 британских кораблей. Причина была банальна - англичане знали, что на судне груз серебра и очень хотели призовых. Но"не шмогла". Сдался "Глориосо" только тогда, когда потратил все боеприпасы и лишился всех мачт.

Benbow: Коммодор Джордж Уолкер.

Benbow: Команда "Расселла" во время боя, если верить отчету кэптена Мэттью Бакля, составляла едва 400 человек. Потери в бою британского корабля - 11 человек убитыми и 10 раненными из 400-т. У "Глориосо" - 33 убиты и 130 ранены из 760-ти человек команды. Тем не менее "Рассел" после боя был очень поврежден, воды в нем стояло на 2 фута, после прихода в Англию корабль Бакля продали на дрова за 12 100 фунтов.

Tourville: THE ADVENTURES OF THE GLORIOSO It still remains to describe the most noteworthy of the minor actions of the year 1747. A Mention has already been made of George Walker, a man who would have done credit to any service, and who was kept out of the Navy only by the regulations which made it impossible to offer him therein any command which he would be likely to accept. His fortune on two or three occasions brought him into close contact with the Royal Navy, but never more closely than in the present instance. Walker, it has been seen, took over Talbot's squadron of privateers on the latter's retirement. He enlarged it, and, like his predecessor, cruised with great success against the enenry's commerce. On October 6th, 1747, the " Roy-al Family," so called because all the ships composing it were named after members of the reigning house, were standing out of Lagos Bay when a large ship was sighted coming in towards Cape St. Vincent. They immediately gave chase ; and the stranger bore away to the westward, being, like the British ships, in some doubt as to the enemy's force. She was, in fact, the Glorioso, a Spanish 74, which had previously landed at Ferrol about three millions of treasure from the Spanish Main, and was then bound to Cadiz. She was a fine powerful ship, though, as was general in that service, she carried no heavier guns than 24-poumlers. This was not her first hostile meeting during the voyage, for on July 14th she had fallen in at the Azores with the Lark, 40, Captain John Crookshanks, and Warwick, Captain Robert Erskine. The Warwick had attacked but, left unsupported, had been beaten to a standstill ; and the Glorioso had made off. For this fiasco, Crookshanks, who was the senior officer, was cashiered. A few days later the Spaniard had met with the Oxford, 50 (Captain Smith Callis), with the Shoreham, 24, and Falcon, 14, in company; but they had made room for her as being of superior force. It was now for Walker to try his hand. He believed that there was treasure still on board ; but when, at about noon on the 6th, he overhauled the chase, his frigate, the KIng George, 32, was alone. It had fallen flat calm, and the rest of the "Royal Family" had not been able to get up, so that the King George and the Glorioso lay looking at one another, each uncertain as to what the other was. In the evening a breeze arose, and the Glorioso headed in- shore, followed by the privateer which, on closing, hailed for information. The Spaniard answered with a cross-question, and, on finding that the ship alongside was British, poured in a broadside, which was returned at once ; and the ships ran slowly in to the land, engaged yard-arm to yard-arm. There have been instances enough of frigates attacking ships of the line ; the capture of the Guillaume Tell in 1800 was directly due to the embarrassing attentions of the Penelope ; and no small share of Edward Pellew's great name is due to the manner in which, in the Indefatigable, 44, he hung on to the ])roits de I'Hominc in a gale of wind on a lee shore, till he left her a hopeless wreck. But this is the only instance in which a frigate, in a smooth sea and fine weather, voluntarily placed herself, yard-arm to yard-arm, with a ship of the line ; and not the least wonder of it is that the frigate was only a privateer. Fortunately for the King George, many of the enemy's shot either went over her or took effect in her spars ; yet, in spite of that, after some hours her position began to be critical. On one of her consorts, the Prince Frederick, coming up, however, the Glorioso took to flight. On the morning of the Nth, the King George was too disabled to pursue, and the Prince Frederick, with two other ships of the squadron, was making sail after the chase when a large vessel was seen coming up from the eastward. She was made out to be British, and Walker at once sent to explain the situation to her captain. She was the Russell, 80, Captain Matthew Buckle, homeward bound from the Mediterranean, but with only half a crew on board ; and, even of these, some were sick. As the Russell crowded sail in pursuit the chase was seen to be sharply engaged with some vessel unknown which presently blew up. It was thought at first that she was the Prince Frederick, but she was in reality .the Dartmouth, 50, Captain James Hamilton, which had been drawn to the scene of action by the firing of the previous night. Out of her crew of three hundred only fourteen, including a lieutenant, were saved. Shortly afterwards the Russell in her turn came up, and began a hot action which lasted for five hours, at the end of which time the enemy's main-top mast went overboard and she struck. So short-handed was the Russell that the number of the prisoners was a serious embarrassment, and many of them had to be sent away in the privateers. Приключения Глориосо - После 2-х боев у Азор (капитаны Ларка и Оксфорда пошли под суд, Крукшенкса выгнали со службы) Глориосо прибыл в Ферроль и ссгрузл там серебро примерно на 3 млн песо (по другим данным – 1,3 млн ф.ст., т.е. 5,7 млн песо, но это маловероятно). Далее, он пошел в Кадис, когда его встретила флотилия Уолкера. - Глориосо стрелял плохо, в частности, и потому, что имел очень маленькие пушечные порты, приватиры имели легкие пушки (3, 6 и 9ф). Глориосо – 28-24ф; 28-18ф; 14-8ф; 760 чел. - Огонь испанцев к гибели Дартмута никакого отношения не имел, Дартмут взорвался случайно. - Контр-адмирал Бинг в это время командовал Средиземноморской эскадрой и находился в Порт-Маоне на Менорке; никакого отношения к этому бою он не имел. Кстати, в молодости, будучи капитаном и контр-адмиралом, он был весьма энергичным моряком и неоднократно получал благодарности. - Экипаж Рассела составлял 400 чел., в т.ч. 20 – больных. - На приватиры перевели 230 испанцев, на Рассел – 100, на Глориосо осталось 400. Едва ли этими «приключениями» следовало бы гордиться. Глориосо был сильнее любого из своих противников, бой с Расселом шел 5 часов, Глоиосо потерял 33 убитыми и 130 ранеными, потеряв грот-стеньгу, он спустил флаг. На Расселе – 12 убитых и несколько раненых. Дальнейшая судьба Глориосо такова: Бакл привел его в Лиссабон, где и зазимовал; Глориосо немного подправили за 1726 ф.ст.; португальцы проявили к нему большой интерес и предложили продать им за 30000 ф.ст. Но Бакл повел его домой и 6 мая 1748 г. прибыл в Даунс. Он предложил Адмиралтейству купить его, но война уже шла к концу, началась демобилизация, и сделка не состоялась. 13 апреля 1749 г. Глориосо был продан в кофейне Ллойда всего за 12100 ф.ст. частному торговцу; поскольку он был в хорошем состоянии и многие его части еще можно было использовать (был построен из красного дерева), видимо, он пошел на слом..

Tourville: Benbow пишет: Glorioso el Nuestra Señora de Belén Это - 2 названия. Испанские ЛК в 18 веке обычно имели 2 названия - светское и церковное ( в честь какого-либо святого или святилища, как в данном случае). На практике почти всегда прменялось светское. Benbow пишет: вопрос по "Расселу" - в одних книгах он 92-пушечный, в других - 80-пушечный 92-пушечным его сделали испанские историки. Это был стандартный 80-пуш. ЛК (размеры и вооружение - по штатам 1719 г.). Стоимость - 23773 ф.ст., т.е. дешевле, чем за Глориосо предлагали португальцы (30000 ф.ст.).

Tourville: Кстати, Расселл был инспектирован в 1748 и 1749 гг.; необходимости в его ремонте не было.

Benbow: Эд, Варвик и Ларк совокупно были сильнее Глориосо. 60-пушечник с 28/24-фунтовками на нижнем деке и 40-пушечный скаут с как минимум 24-мя 12-фунтовками и большой скоростью. Tourville пишет: - Огонь испанцев к гибели Дартмута никакого отношения не имел, Дартмут взорвался случайно. Насколько я понимаю - из опроса матросов и лейтенанта непонятно - отчего взорвался дартмут. Так что лучше считать гибель его по невыясненым обстоятельствам. Ядро в крюйт-камеру так же нельзя исключать. Tourville пишет: приватиры имели легкие пушки (3, 6 и 9ф). Согласно дневнику Уолкера Кинг Джордж имел 6*12-фунтовок. Tourville пишет: Едва ли этими «приключениями» следовало бы гордиться. Ну почему же? Глориосо действительно нанес Ройал Неви пожалуй бОльшие потери, чем весь остальной испанский флот. И уж по крайней мере - сравнимо с Ройал Фелиппе.

Benbow: Tourville пишет: Кстати, Расселл был инспектирован в 1748 и 1749 гг.; необходимости в его ремонте не было. Да, с Расселом вы правы. Потери и повреждения ничтожны. Служил до 1762 года, пока не утонул, а то бы прослужил и дольше.

Schneider: А в одиночку такой корабль шёл для дезинформации противника или в силу невозможности подкрепления соответствующим эскортом?

Tourville: Schneider пишет: А в одиночку такой корабль шёл для дезинформации противника или в силу невозможности подкрепления соответствующим эскортом? Здесь дело в следующем: Еще в начале 1745 г. ком. Гаванской эскадрой ген.-лейт. Торрес прибыл в Корунью (около Ферроля) с Глориосо 70, Европой 60 и Кастильей 60, и торговыми с почти 9 млн песо (остальные суда его эскадры, вышедшей из Гаваны, вернулись обратно из-за повреждений и плохого состояния). Из них только Глориосо был пригоден к плаванию и вскоре отправился обратно в Америку с разными припасами для испанских гарнизонов. После его вторичного прибытия в 1747 г. было решено вновь отправить его в Америку с грузом ртути, но ее залежи были около Кадиса. В это время в самом большом и наиболее оборудованном испанском порту – Кадисе было всего 4 бомбардирских корабля, в Ферроле еще был новый Сан Фелипе 70, а основная часть испанских сил в Европе – эскадра Наварро – после Тулонского сражения продолжала стоять в Картахене – 15 ЛК и 1 ФР. Ее плотно блокировала английская эскадра вице-адм. Медли, а после его смерти в августе 1747 г., Медли сменил контр-адм. Джон Бинг. Многие испанские корабли были в плохом состоянии, поскольку ремонтные возможности Картахены были весьма ограничены. Так что кроме Глориосо с ртутью в Америку посылать было некого (Сан Фелипе 70 был поврежден при спуске в Ферроле).

Tourville: Benbow пишет: Варвик и Ларк совокупно были сильнее Глориосо. 60-пушечник с 28/24-фунтовками на нижнем деке и 40-пушечный скаут с как минимум 24-мя 12-фунтовками и большой скоростью Варвик (п штатам 1719 г.) - 24-24, 26-9, 10-6; Ларк (по штатам 1741 г.) - 20-18, 20-9, 4-6 Но Глориосо был очень крупный и имел высокий борт, что позволяло ему вести огонь с гон-дека почти в любую погоду. Бакл определяет его тоннаж в строевых тоннах в 1900. Для сравнения: самый большой англ. ЛК - Виктори 100, разбившийся в 1744 г., имел 1918 строевых тонн. Benbow пишет: Ядро в крюйт-камеру так же нельзя исключать. Глориосо не имел зажигательных снарядов (бомб, брандскугелей, каленых ядер), Дартмут был от него далековато, не известно, стрелял ли по нему Глориосо вообще. У меня есть хороший знакомый - американский историк, с которым я часто контачу. Он только что закончил большую книгу по войне на море в 1739-48 гг., пожалуй, запрошу его сегодня об этом деле.

Tourville: Мне больше импонирует бой испанского ЛК Принцесса 70 18 апреля 1740 г. с тремя англ 70-пуш. ЛК – Ленокс, Кент и Орфорд (имели по 26-24, 26-12 и 18-6, экипаж по 480). Принцесса по штату имел 28-24, 30-18 и 16-8, хотя, возможно, в этом бою имел только 64 пушки, правда, «очень большого калибра» (по словам англичан) и экипаж 650 чел. Несмотря на такое неравенство сил, Принцесса отбивался с полудня до 17.15, потеряв грот- и бизань-мачты и фор-стеньгу. И сдался он только после того, как расстрелял весь свой боезапас; его потери – 33 убитых и около 100 раненых, на трех англ. ЛК – 9+40. Когда англичане его замерили, выяснилось, что Принцесса был больше англ. 90-пушечника, собственно, как 100-пушечник, гон-дек был расположен высоко над водой с возможностью стрелять без помех в плохую погоду.

Benbow: А почему англичане постоянно проигрывали в скорости Глориосо? В этой истории постоянно его догоняют только фрегаты. Это связано с тем, что испанец был построен из красного дерева?

Benbow: Tourville пишет: Но Глориосо был очень крупный и имел высокий борт, что позволяло ему вести огонь с гон-дека почти в любую погоду. Насколько я понял отчет об этом бое (есть слушания в парламенте на БритишХистори) погода была ясная, хорошая. Так что корабли могли использовать все свои орудия. Tourville пишет: Глориосо не имел зажигательных снарядов (бомб, брандскугелей, каленых ядер), Дартмут был от него далековато, не известно, стрелял ли по нему Глориосо вообще. Стрелял, судя по словам Уолкера. Другой вопрос - чем и как точно. Это вполне мог быть как лаки-шот, так и небрежность экипажа английского корабля. Tourville пишет: У меня есть хороший знакомый - американский историк, с которым я часто контачу. Он только что закончил большую книгу по войне на море в 1739-48 гг., пожалуй, запрошу его сегодня об этом деле. Будем ждать. Tourville пишет: Так что кроме Глориосо с ртутью в Америку посылать было некого (Сан Фелипе 70 был поврежден при спуске в Ферроле). А сколько вообще кораблей находилось вне Испании, в колониях? Насколько я понимаю - как минимум эскадра Южныйх морей с базированием на чилийский Сантъяго, южноамериканская армада с базированием на Буэнос-Айрес и что-то должно быть в Маниле.

Tourville: Benbow пишет: сколько вообще кораблей находилось вне Испании, в колониях? Военного флота в июле 1746 г.: В Гаване - 2-70, 6-60 и 1-50; в Тихом океане - 1-50 (Esperanza). Кроме того, были местные "армады" в подчинении вице-королей и губернаторов но это были небольшие и слабо вооруженные суда ("местные конвоиры" и вооруженные галеоны).

Benbow: Tourville пишет: Военного флота в июле 1746 г.: В Гаване - 2-70, 6-60 и 1-50; в Тихом океане - 1-50 (Esperanza). Кроме того, были местные "армады" в подчинении вице-королей и губернаторов но это были небольшие и слабо вооруженные суда ("местные конвоиры" и вооруженные галеоны). То есть после блокирования флота Наварро в Картахене вся тяжесть морских перевозок и охраны торговцев упала именно на эти 10 кораблей, которые в итоге сделали поболе основных сил Армада Эспанья?



полная версия страницы