Форум » Англия против Франции » Англия и Франция против пиратов Северной Африки » Ответить

Англия и Франция против пиратов Северной Африки

Ингвар: Бой английского корабля "Мэри-Роуз" под ком. капитана Кемптхорна против семи кораблей алжирских пиратов 29 декабря 1669 г. Описание этого боя есть в книге: А.Г. Рагунштейн "Пираты под знаменем ислама" М., 2012. С. 162-164.

Ответов - 25, стр: 1 2 All

von Echenbach: А где-бы такой рисуночек без "субтитров" найти? М.б. кто поделится? :-)

Tourville: В сети должна быть картина Ван де Вельде с изображением этого боя.

Tourville:

Tourville:

Ингвар: Ингвар пишет: А.Г. Рагунштейн "Пираты под знаменем ислама" М., 2012. С. 162-164. Если уважаемый автор заходит на этот форум, хотел бы у него спросить, почему он не упомянул об экспедиции герцога де Бофора против Алжира? Франсуа де Бурбон-Вандом, 2-й герцог де Бофор (16 января 1616 — 25 июня 1669) — внук короля Генриха IV Великого по боковой линии. В чине адмирала отличился в морских боях в Средиземном море. С 1662 г. командует французским флотом и бьет турок на Средиземноморье. В марте 1665 года он возглавил небольшой флот, разгромивший равные ему по силам алжирские силы у Голетты (Тунис).

Tourville: Ингвар пишет: почему он не упомянул об экспедиции герцога де Бофора против Алжира? Материалы по операциям Тулонского флота в Средиземном море в 1662-65 гг. имеются в Ch. De la Ronciere, Histoire de la marine francaise, t. V, Paris, 1920; A.Jal, Abraham Duquesne et la marine de sont temps, t. I, Paris, 1873 и в журнале “La Revue maritime”, 1962-65. После унизительного поражения в Джиджелли в 1664 г., когда охваченные паникой французы бросили свой лагерь, раненых и осадную артиллерию, позорно бежали ночью на кораблях Мартелля (этот эпизод упомянут А. Дюма в "Виконте Бражелоне"), Бофор писал в ноябре 1664 г. Кольберу, что надо бы что0то предпринять, чтобы восстановить свое реномэ. Между тем тунисцы насмехались над французами после их поражения, так что было решено отправиться сперва туда. 1 марта французская эскадра подошла к La Goulette. У Бофора были: Royale 56 Mercoeur 38 Etoile de Diane 36 Perle 36 Ecureuil 36 Брандеры: Ste Anne 16 St. Cyprien 12 В бухте находились 3 алжирских корабля в 46, 34 и 12 пушек. И батареи на берегу. Ими командовал 105-летний португальский ренегат Хасан Флаг-капитан Бофора Матюрэн Габарэ предложил план атаки, в результате все три алж. корабля были сожжены или потоплены после ожесточенного сопротивления. В том же 1665 г. Бофор одержал более значительную победу при Шершелле: его эскадра была усилена, под защитой крепости стояли 5 алжирских кораблей, один из них был потоплен, другой сожжен, остальные три захвачены и отведены в Тулон; они были включены в королевский флот.

Ингвар: Tourville пишет: После унизительного поражения в Джиджелли в 1664 г., когда охваченные паникой французы бросили свой лагерь, раненых и осадную артиллерию, позорно бежали Подробности этой экспедиции нашел здесь (с французским сложно): http://arandilme.livejournal.com/699809.html Цитата: "Эта военная неудача была усугублена тем, что при возвращении в Тулон флот попал в бурю, и почти весь Пикардийский полк погиб при крушении кораблей". Насколько эта информация соответствует действительности? Были потери в кораблях?

Tourville: Ингвар пишет: "Эта военная неудача была усугублена тем, что при возвращении в Тулон флот попал в бурю, и почти весь Пикардийский полк погиб при крушении кораблей". В экспедиции против Джиджелли участвовали 14 кор. (шевалье Поль и Дюкен, есть их список), 8 галер (де Тернэ), 7 мальтийских галер, имевших на борту 5-6 тыс. войск – 6 полков – пикардийский, норманнский, наварский, Gardes, Royaux, des Vaisseaux. В ночь с 30 на 31 октября эскадра Мартелля – 4 кор., 1 флейт, 1 брандер (есть список), вышедшая из Тулона 18 октября с 2-мя ротами кавалерии полков Конти и Дофинэ, погрузила деморализованные войска, которые бросили на берегу св. 100 осадных орудий и 500 раненых и больных. При подходе к Тулону у Йерских о-вов разбился старый 48-пушечние Lune, при этом погиб весь бывший на нем пикардийский полк (с лошадьми), было спасено 60 человек, в т.ч. капитан Вердилль.

Ингвар: Tourville пишет: В экспедиции против Джиджелли участвовали 14 кор. (шевалье Поль и Дюкен, есть их список), 8 галер (де Тернэ), 7 мальтийских галер, имевших на борту 5-6 тыс. войск – 6 полков – пикардийский, норманнский, наварский, Gardes, Royaux, des Vaisseaux. В ночь с 30 на 31 октября эскадра Мартелля – 4 кор., 1 флейт, 1 брандер (есть список), вышедшая из Тулона 18 октября с 2-мя ротами кавалерии полков Конти и Дофинэ, погрузила деморализованные войска, которые бросили на берегу св. 100 осадных орудий и 500 раненых и больных. При подходе к Тулону у Йерских о-вов разбился старый 48-пушечние Lune, при этом погиб весь бывший на нем пикардийский полк (с лошадьми), было спасено 60 человек, в т.ч. капитан Вердилль Большое спасибо! Очень интересная информация.

von Echenbach: Cпасибо.

Олег: Tourville пишет: При подходе к Тулону у Йерских о-вов разбился старый 48-пушечние Lune, при этом погиб весь бывший на нем пикардийский полк (с лошадьми), Это сколько же человек в полку, если он с лошадьми влез на маленький корабль?

Tourville: Олег пишет: Это сколько же человек в полку Корабль был не такой уж маленький, лошади были только офицерские, в начале экспедиции было 5000 в 6 полках, теперь уже их было меньше, ну и срочная эвакеуация.

von Echenbach: Tourville пишет: ну и срочная эвакеуация. :-) Командир, штаб, знамя и кухня.

Ингвар: Рецензия на недавно вышедшую книгу: Bernard Bachelot "Louis XIV en Algérie" - о неудачной экспедиции французов в Джиджелли в 1664 году: http://www.clio-cr.clionautes.org/spip.php?article4003

Ингвар: Tourville пишет: деморализованные войска, которые бросили на берегу св. 100 осадных орудий А нет ли более точных данных о количестве потерянных французами пушек? Франц.вики (вероятно из книги B. Bachelot) дает 45 брошенных полевых(?) орудий (30+15) и 50 мортир, не считая 48 пушек погибшей под Тулоном "Луны".

Tourville: Я посмотрел переписку относительно Джиджелли (Джиджери) в 1664-65 гг.в биографии Дюкена Жаля и у Ла Ронсьера (т.5), там просто говорится, что деморализованные войска в панике бросили свои орудия и 150 человек больных и пленных.

von Echenbach: Tourville пишет: Ими командовал 105-летний португальский ренегат Хасан Кто И зачем? :-)

Ингвар: Попытался сделать перевод статьи о гибели "La Lune" с французского. Как получилось, не мне судить. Гибель корабля «Луна» с 800 людьми на борту в конце первой войны в Алжире 6 ноября 1664 года. Завоевание Алжира Людовиком XIV обернулось фиаско. У разгневанного Франсуа де Ливенна (Livenne), командора де Вердилль (Verdille), капитана трехмачтового корабля «Луна» (la Lune), не было иного выбора, кроме как отдать приказ своей команде к отплытию. Это было самоубийством. Он хорошо понимал, - невозможно вести в море корабль в таком состоянии. В трюм постоянно поступала вода, матросы, откачивая ее, по очереди сменялись у насосов. Но приказ к выходу из Тулона, отданный губернатором Прованса, был обязателен к исполнению. «Луна» должна немедленно покинуть порт и идти в карантин на Йерские острова, потому что в Провансе чума. Если эпидемия уже на континенте, зачем нужен карантин? Это глупо. И почему корабельный мастер, отправленный на борт местной властью, изучив корабль, осмелился утверждать, что старое судно еще в состоянии идти по всему миру? Вердилль ничего не понимает, но не имеет иного выбора, кроме как поднять паруса. Будь что будет. 6 ноября 1664 года «Луна» отправляется в свой последний рейс с 350 моряками и 450 солдатами на борту. Капитан особенно обеспокоен тем, что в то же самое время начинается шторм. Генерал де Ла Гильотьер (Guillotière), который командует солдатами на борту «Луны», не понимает проблемы капитана. Разве корабль только что не пересек Средиземное море? Почему он не может пройти несколько миль? "Ну- ну, капитан, у нас не будет порядка!" Де Вердилль пожимает плечами. Что генерал понимает в морском деле? С отчаянным взглядом Вердилль смотрит на сотни солдат, забившихся во все уголки корабля. Четыреста из них были переведены вчера на другое судно, и это позволило им выжить в предстоящей трагедии. «Луна» с трудом преодолевает стихию. Старый корпус дрожит от ударов волн. Еще до подхода к Жьену (Giens) происходит катастрофа, которой так боялся Вердилль: «Луна» разламывается надвое и тонет в течение нескольких минут. Несколько дней спустя герцог де Бофор, один из командиров экспедиции, в письме к Кольберу напишет, что корабль: "(Утонул) как (кусок) мрамора". Капитан дает команду выстрелить из пушки, чтобы предупредить моряков и солдат о необходимости эвакуации, но вода быстро поглощает корабль. У двадцати моряков, бывших на мостике, есть время, чтобы перебраться в спасательную шлюпку. Они быстры настолько, чтобы опередить других потерпевших кораблекрушение, которые тоже хотят влезть на хрупкое суденышко Единственный рядом находившийся корабль - «Сент –Антуан» успевает спасти едва живыми нескольких моряков. Несмотря на свои восемьдесят лет капитану Вердиллю, цепляющемуся за доски на воде, удалось добраться до берега. Он один из немногих, кто умеет плавать. Только двадцать четыре выживших достигло берега. Все остальные утонули вместе с кораблем. Все солдаты полка «Пикардия» погибли в волнах. В общей сложности утонуло восемьсот человек! Генерал де Ла Гильотьер, который издевался над капитаном, тоже стал одной из жертв. Он умер с достоинством. В то время как «Луна» погружается в море, он остается спокойным, укутываясь в свой плащ. Он даже не пытается прыгнуть в воду, зная, что обречен на гибель из-за неумения плавать. Его последними словами были: "Если бы человеческая жизнь длилась несколько веков было бы жаль погибать, но, поскольку она такая короткая, мало что теряешь, двадцать лет раньше или позже – результат: смерть от огня или воды". Гибель «Луны» является последним эпизодом позорного военного поражения Людовика XIV, такого тяжелого, что он сделал все, чтобы сохранить его в тайне: первая попытка завоевание Алжира! Историки долго игнорировали ее… Король-Солнце решил организовать высадку в Северной Африке и создать плацдарм для борьбы с алжирскими пиратами. Победа должна быть легкой, после чего можно будет завоевать страну… В конечном счете, решение о высадке на побережье Алжира в 1664 году принял Кольбер. Выбранная цель - Джиджелли (Djidjelli), укрепленный порт на полпути между Алжиром и Тунисом. Экспедиция является прекрасным примером некомпетентной организации похода. 2 июля 1664 г., флот покинул Тулон и остановился на Балеарских островах, где соединился с галерами Мальтийского ордена. 63 судна, 9000 моряков и солдат под командованием графа де Гаданя (Gadagne) и герцога де Бофора высадились в Джиджелли 22 июля. Весело начатая экспедиция обернулась кошмаром. Город взят легко, но вскоре французские войска оказались блокированы в нем. Сопротивление противника сильнее, чем ожидалось. Руководителей экспедиции ненавидят. Бофор отказывается сходить на берег, чтобы вести своих моряков против врага. Через три месяца, 22 октября 1664 г. французы спешно эвакуируются на борт четырех присланных королем кораблей: «Дофин» (le Dauphin), «Солнце» (le Soleil), «Нотр-Дам» (le Notre-Dame) и «Луна» (la Lune). Сотни людей погибают в панике и беспорядке. Деяние, которое должно было стать великой победой молодого короля, превращается в его унизительное поражение. 5 ноября четыре корабля, которые трещат по швам, входят в Тулон. На борту «Луны» сотни матросов по очереди откачивают воду из трюма насосами. Видя состояние экспедиционного корпуса, Луи де Ла Гуетт (Guette), интендант флота Леванта, пребывает в растерянности. Он не мог себе представить такой финал похода. Последний выпуск «Газетт де Франс» еще писал об успехах французов в Алжире. Четыре корабля, набитые солдатами. Они сойдут на берег, чтобы распространить известие о поражении? Ла Гуетт использует предлог - чума в Провансе, чтобы вернуть корабли в карантин на остров Поркероль. Это конечно, абсурд, так как чума в Тулоне, а не в Африке. Но он не нашел другого повода, чтобы изолировать матросов и солдат от местных жителей, поскольку не получил распоряжений короля по данному поводу. Вот поэтому «Луна» обречена идти в море наперекор всем невзгодам. По крайней мере, восемьсот человек на борту уже не заговорят. Оставшаяся часть солдат и матросов останется в карантине на острове Поркероль. Многие позднее умрут от истощения, болезней, голода и жажды. Таким образом, Людовику XIV удалось скрыть известие о поражении и сохранить свою честь. История «Луны» на этом не заканчивается. 15 мая 1993 года Paul-Henri Nargeolet на подводной лодке «Наутилус» (Nautilus) слышит сигнал гидролокатора. Рядом с лодкой - металлические предметы. Он находит тридцать корабельных пушек, покоящихся на дне. Находка позволяет установить место крушения корабля. Это «Луна», нетронутая! Лежит на глубине в 90 метров, вне досягаемости морских вредителей. Здесь сохранилось все: восемьсот скелетов, сорок орудий, навигационные инструменты, оружие, посуда… После 348 лет затмения «Луна» снова взошла. Перевод статьи с некоторыми сокращениями: Frédéric Lewino, Gwendoline Dos Santos. «6 novembre 1664. Le naufrage de la Lune avec 800 hommes à bord marque la fin de la première guerre d'Algérie». http://www.lepoint.fr/c-est-arrive-aujourd-hui/6-novembre-1664-le-naufrage-de-la-lune-avec-800-hommes-a-bord-marque-la-fin-de-la-premiere-guerre-d-algerie-06-11-2012-1525090_494.php

Tourville: «Lune» построен в Бресте в 1641 г., тоннаж - 700-800 т, 36-46 пушек, в т.ч. 36ф калибра. Экипаж – 5 оф.+300 матросов и мэтров (старшин). В 1660-61 гг. перестроен практически в новый корабль, тимберован в июле 1664 г. в Тулоне. Погиб перед Тулоном в ноябре 1664 г., утонуло 550 чел., спаслось 60. Обнаружен 15.05.1993 в очень хорошем состоянии.

Ингвар: Tourville пишет: В 1660-61 гг. перестроен практически в новый корабль, тимберован в июле 1664 г. Т.е. авторы статьи явно преувеличивают изношенность корабля? Тогда чем можно объяснить его гибель?



полная версия страницы