Форум » Нельсон и его время » Шанс для Вильнева и Наполеона? » Ответить

Шанс для Вильнева и Наполеона?

Эд: Окончательный план Наполеона 1805 г. по вторжению в Англию предусматривал сосредоточение сил в Вест-Индии, что делало шансы на его успех практически нулевыми: Гантом, командовавший наиболее крупной французской эскадрой в Бресте (1-120, 2-110, 2-80, 16-74), прямо заявил Наполеону, что выход эскадры из Бреста в присутствии превосходящего пр-ка фактичски невозможен. Да и сама Вест-Индия отдаляла выполнение задач, англ. эскадры остались в Европе, кроме упрямого Нельсона. По первоначальному плану 1803-04 гг. предполагалось соединить эскадры у Рошфора. Если бы этот план был сохранен и в 1805 г., то у него были бы шансы на успех, хоть и небольшие. Вильнев вышел из Тулона в апреле с 11 ЛК (4-80, 11-74). Он отогнал эскадру Орда (1-98, 2-74, 3-64) от Кадиса, и к нему присоединился Гравина с 2-80, 2-74, 2-64 и однм фр. 74-пуш. ЛК. Орд затем вернулся к Кадису, т.к. там стояло еще 6 почти вооруженных ЛК (а 7-й вскоре ушел на Канары). Далее Вильневу следовало идти к Ферролю. Как будто, флот здесь был уже готов. Когда Гравина прибыл в Кадис, дела оказались хуже, чем он предполагал, неурожай и эпидемии сделали свое дело, удалось вооружить всего 6 ЛК – слабых и худших, Вильнев писал, что только флагман Гравины в хорошем состоянии. В Ферроле положение было лучше, и, очевидно, еще незаболевший контр-адм. Гурдон присоединился бы к Вильневу с 6-74 фр. ЛК и 9 испанскими (1-112, 7-74, 1-68). Кальдер и Коллингвуд блокировали Рошфор и Ферроль (по 4 ЛК) с 3-98, 1-80, 4-74. Весьма энергичный ком. Рошфорской эскадры (1118, 4-74) Миссиеси (вырвавшийся в январе 1805 г. из Рошфора), видимо, смог бы подойти к Ферролю, или же Вильнев соединился бы с ним у Рошфора, прогнав слабые отряды Кальдера и Коллингвуда. Т.е главный принцип – из Тулона выходит эскадра и обрастает усилениями по мере подхода к Бресту. Теперь у Вильнева были бы значительные силы – 22 фр. и 15 исп. ЛК. В это время Брест блокировал англ. флот – 19 ЛК (1-116, 1-112, 1-100, 4-98, 1-80, 11-74) под командованием адм. Гарднера (он временно сменил заболевшего Корнуоллиса, впрочем, и он часто болел и флотом нередко командовал вице-адм. Коттон). В текущем ремонте в Англии находились 1-110, 1-98, 1-80, 1-64. Англо-саксы утверждают, что Гантом никак не мог бы знать о приближении Вильнева, и Гарднер (или Коттон), к которым присоединились бы Кальдер, Коллингвуд и ЛК из ремонта, имел бы 31 ЛК – достаточно для разгрома Вильнева, причем сражение было бы за горизонтом, за пределами видимости с берега. Но они не учитывают изобретения гр-на Шаппа – световой телеграф, которым были связаны все большие города Франции. Вильнев имел остаточно легких судов – 6 ФР, 4 корвета и 2 брига, которые (во время движения Вильнева к Бресту) могли без труда достигнуть Рошфора или даже Южной Бретани, и Гантом успел бы своевременно узнать о подходе Вильнева. В зависимости от направления ветра, в дальнейшем могли быть варианты. При ветре с востока – северо-востока Вильнев не смог бы подойти близко к Бресту, он шел бы мористее, был бы перехвачен Гарднером и разгромлен, но и английские корабли имели бы сильные повреждения, и несколько дней не смогли бы гнаться за Гантомом. Гантом же смог бы с попутным ветром быстро выйти из Бреста и затем, лавируя парусами, пройти Канал и прибыть к Булони. Еще имелись в Западной Ирландии 2-74 и 1-64, но они были заняты эскортированием подходящих (из Америки) и уходящих караванов. В Ярмуте был адм. Кейт (2-74, 4-64+5-50), но он имел против себя голландскую эскадру, готовую к выходу (7-9 ЛК) и 10000 войск на транспортах. В случае ветра с запада и северо-запада Вильнев мог ближе подойти к Бресту, если бы Гарднер спустился южнее Бреста, была опасность, что Вильнев мог обойти его мористее и затем войти в Канал; Гантом же смог бы выйти из Бреста, был шанс для их соединения, в любом случае Гарднер не смог бы разбить обе франц. эскадры; скорее всего, Гарднер отошел бы севернее, Вильнев опять должен был бы приносить себя в жертву, Гантом же, хоть и с трудом, но мог выйти из Бреста и затем с попутным ветром быстро пройти Канал до Булони. Таким образом, в этом случае был бы определенный шанс, хотя все очень зависело бы от ветра.

Ответов - 25, стр: 1 2 All

Эд: Олег пишет: ещё в октябре 1805 у англичан была масса фрегатов и мелких кораблей в Канале и Северном море, скорее всего это остатки той армады "мелочи", которую они собрали против 2 тыс. плавсредств Булонской армии. Видимо летом этих мелких кораблей было ещё больше, на них и ушли людские резервы, которых обычно хватало на доведение числа ЛК до 80-100. У Англичан всегда была масса мелких кораблей в боевом составе для охраны торговли и т.п., причем положение здесь было то же, что и у ЛК - в т.ч. суда, находившиеся в портах с базовыми экипажами (в резерве для замены). Англичане не вооружили сколько-нибудь дополнительные силы против Булонской флотилии, точно зная ее действительную ценность. Кол-во ЛК в боевом составе было примерно одинаковым в войнах 1756-1814 гг.

сергей: народ, я все таки не понимаю (ну не есть специалистом, просто интересуюсь ): 1) вильнев подходит к бресту (не устраивает по существу, только ветер с запада, остальные почти безразличны), перед подходом отправляет бриг/корвет/фрегат в любой порт желательно поближе к бресту об своем подходе. гантом держит корабли полностью укомплектоваными и ждет ухода гарднера. строго говоря, посыльный корабль может идти и в брест, ведь ему на самом делене обязательно входить брест - он должен дать условный сигнал (типа будем через день или два или неделю - тут вам легче оценить ориентировочные сроки). 2) гарднер, обнаруживая подход вильнева, идет на него. гантом выходит следом как только видит уход гарднера. 3) гарднер подходит к вильневу, но тот за счет превосходства в скорости способен удерживать дистанцию до решительного боя достаточно долго. 4) подходит гантом. дальше возможны 3 варианта: 1) гарднер успел атаковать и разгромить вильнева задолго до подхода гантома. возникает вопрос - хватило бы сил у гантома победить (пусть по очкам) гарднера с учетом потерь и повреждений последнего во время сражения с гантомом 2) гарднер успел атаковать, возможно нанести потери вильневу до подхода гантома, но не успел разгромить вильнева. вопрос - возможные результаты сражения вильнева и гантома против гарднера 3) гарднер не успел атаковать вильнева до подхода гантома. вопрос - возможные действия гарднера, результаты возможного сражения. я предполагаю, исходя из вашего сценария, что при подходе вильнева гарднер должен атаковать последнего, а не дожидаться возможного подхода подкреплений. его действия в случае дожидания определяют мой взгляд на: 1) результаты сражения; 2) возможность гантома пройти в канал без принесения вильневым себя в жертву. думаю. это актуально потому, что после уничтожения вильнева гарднер вошел в канал следом за гантомом, и тут все решал бы ветер, но если бы он был не очень хорошим (строго гворя, если бы гантому не ну уж супер повезло, то ему просто не хватило бы сил прикрыть армаду на переправе.

Агриппа: Эд пишет: Ну да. Разговор-то шел о движении Вильнева с южным попутным ветром. Простите, но именно Вы писали совершенно иное... Эд пишет: В случае ветра с запада и северо-запада Вильнев мог ближе подойти к Бресту, если бы Гарднер спустился южнее Бреста И где тут про "южный попутный ветер"? Так что если и "приходится опять все повторять", то вряд ли стоит менять направление ветра при каждом "повторе".

Эд: Агриппа пишет: Вы писали совершенно иное... Агриппа пишет: вряд ли стоит менять направление ветра при каждом "повторе". Разговор был принципиальный, нюансы с ветром значения не имеют, Вильнев мог или подойти ближе к Бресту, или не иметь такой возможности, от чего зависело и дальнейшее возможное развитие событий.

Агриппа: Эд пишет: Разговор был принципиальный, нюансы с ветром значения не имеют Именно имеют! Вы пишите о "моих умозаключениях", которые как раз и основаны на Ваших предположениях о действиях участников исходя из различных направлений ветра. Эд пишет: Вильнев мог или подойти ближе к Бресту, или не иметь такой возможности, от чего зависело и дальнейшее возможное развитие событий. Но ведь по Вашим словам, именно от ветра это и зависело! Эд пишет: Скорость продвижения Гантома в Канале зависела от ветра. Давайте все-таки договоримся, о чем идет речь. Я рассматриваю следующую, предложенную Вами ситуацию... Эд пишет: При ветре с востока – северо-востока... Гантом смог бы с попутным ветром быстро выйти из Бреста и затем, лавируя парусами, пройти Канал и прибыть к Булони. Так что если мы говорим именно о лавировке, то предельную скорость лавировки я уже приводил. И вся "зависимость скорости лавировки от ветра" могла сказаться лишь в ее уменьшении при ослаблении ветра. Эд пишет: Судя по журналу движения флота Орвилье в Канале в 1779 г., ветер временами менялся на 180 градусов. Это говорит лишь о том, что ветер был неустойчивым и, следовательно, слабым.



полная версия страницы