Форум » Десантные операции » Булонский лагерь » Ответить

Булонский лагерь

Benbow: Небольшая, но очень толковая статья http://pagesperso-orange.fr/marine-imperiale/chronologie/1803/flottilleX.htm Особенно понравился вот этот пассаж:"Bonaparte, en 1798, n'avait pas adopté le projet de flottille du Directoire, lui préférant l'expédition d'Egypte. Cependant, en 1801, il s'était intéressé aux conceptions nouvelles de l'ingénieur Forfait, alors ministre de la Marine : « Il faut renoncer à la vieille routine et révolutionner la guerre sur mer... ; plus de vaisseaux que pour la forme ; ils ne servent qu'à nos ennemis. Couvrons la Manche de canonnières et vous la traverserez quand vous voudrez pendant les mois de juillet et août où règnent les calmes. » Mais la flottille de 1801 ne fut utilisée que comme moyen d'intimidation. En 1803, elle semble être la seule arme efficace contre la Grande-Bretagne. Le Premier Consul n'ignore en rien l'opinion de bons marins, tel Bruix, qui critique à la fois les canonnières et la méthode des menaces verbales à l'égard de l'Angleterre : «... Gardons-nous d'enhardir le gouvernement anglais par de vaines menaces. Ne tonnez que quand vous tiendrez la foudre... ; ce sont des vaisseaux qu'il faut construire. Cessons de compromettre les hommes et les choses en poursuivant cette fabrication d'une fourmilière de vains bateaux... Veuillez la marine et la marine sera. » La pensée de Bonaparte évoluera lentement, devant les faits, en connaissance de tous les éléments. Pour l'heure, il veut les moyens de transporter en Angleterre une armée de 120.000 hommes, leur artillerie et 10.000 chevaux, soit 2.000 navires qu'il compte organiser en 16 divisions !"

Ответов - 17

Benbow: Вроде как все началось с министра флота Пьера-Александра Фарфэ, который как-то ляпнул Бонапарту, что вместо ЛК и ФР надо строить канонерские лодки. Типа - тогда можно завоевать господство в Канале и переправиться через Ла-Манш. Бонни несмотря на протесты Брюи естественно купился на эту идею и перенацелил деньги со строительства больших кораблей на канонерки. Посреди всеобщей истерии начинается строительство флотилии X года. 3000 судостроителей переселяют в Булонь, Нап дает указания создать 12 дивизионов по 27 канонерок, 16 дивизионов по 27 малых артиллерийских судов, 4 дивизиона по 28 вооруженных рыболовных судов, 60 прамов (плоскодонные гребные фрегаты) - всего 2008 единиц флотилии. Канонерки имели следующие ТТХ - длина 25 м ширина 5.6 м. осадка - 2 м. три 24-фунтовых орудия Экипаж - 22 моряка Могла брать до 110 солдат. Всего было построено 130 таких судов. Кроме того, было построено около 400 несамоходных барж примерно с такими же характеристиками. Малые артиллерийские суда Длина 20м Ширина 4 м. Осадка 1.5 м. Одно 24-фунтовое орудие 6 моряков Могло загрузиться 100 солдат Построено 350 штук Прам Длина 36 м Ширина 8.5 м Осадка 25.5 м двенадцать 24-фунтовок 138 человек экипажа. Мог увезти 12 орудий или 50 лошадей. Конструктивно переутежелен, поэтому обладал паршивой остойчивостью и мореходностью. 20 штук.

Benbow: Стоит так же добавить, что из флота было забрано для флотилии от 16 до 20 тыс. моряков, которыми можно было укомплектовать 25-30 74-пушечных кораблей. Для примера - опытных моряков в Бресте на тот момент было 3000 человек, в Тулоне - 1500 человек. В общем - все было по бонапартовски. Дикий размах, и .... глупость.

Олег: Вот пример одного из прамов Булонской флотилии - весел нет, вооружение 20-36 фунтовок.

Агриппа: Олег пишет: вооружение 20-36 фунтовок А мортира не в счет? Benbow пишет: из флота было забрано для флотилии от 16 до 20 тыс. моряков, которыми можно было укомплектовать 25-30 74-пушечных кораблей. А какой толк от тысяч "моряков" без опыта плаваний и от 25-30 ЛК с неподготовленными экипажами в несплаванных эскадрах?

Benbow: Агриппа пишет: А какой толк от тысяч "моряков" без опыта плаваний Выделенная деталь сильно сомнительна Агриппа пишет: и от 25-30 ЛК с неподготовленными экипажами в несплаванных эскадрах? Если гипотетически - а кто мешает сплавать и подготовить? Если реально - то не больше, чем перевод такого количества моряков на самоходные баржи, которым дорога скорее всего на дно или невыход из порта.

Агриппа: Benbow пишет: Выделенная деталь сильно сомнительна Тогда просветите пожалуйста, когда и куда совершались плавания с этими экипажами. Benbow пишет: а кто мешает сплавать и подготовить А блокирующие эскадры будут спокойно смотреть на эволюции и благородно ждать, когда французы наберут необходимую подготовку?

Benbow: Агриппа пишет: Тогда просветите пожалуйста, когда и куда совершались плавания с этими экипажами. Классы приписанные к флоту не отменила даже революция. Соотвественно - это прибрежные рыбаки и моряки торгового флота. Агриппа пишет: А блокирующие эскадры будут спокойно смотреть на эволюции и благородно ждать, когда французы наберут необходимую подготовку? Насколько я понимаю - после усиления Булони батареями (1803 год) англичане туда не совались. Да и для подготовки подойдет и залив Камарэ, и Бордосский залив, и треугольник Тулон-Йеры-Лерины

Олег: Агриппа пишет: А мортира не в счет? "Слона то я и не заметил". Спасибо. В подписе к этой модели про неё не слова.

Benbow: Олег пишет: "Слона то я и не заметил". Как так? "Корзина" Пти-Рено сразу в глаза бросается.

Benbow: Ну и собственно цитата из Корреспонденс Наполеона: Saint-Cloud, 22 août 1803 A l'amiral Bruix Citoyen Amiral Bruix, je vous envoie la composition de la flottille, telle qu'elle me paraît devoir être définitivement arrêtée : Douze divisions de chaloupes canonnières. Chaque division composée de trois sections ou bataillons, chaque bataillon de trois escouades ou neuf chaloupes ou compagnies. Ce qui ferait . . . . . . . . . . . 324 chaloupes canonnières. Chaque chaloupe canonnière aurait une grande et une petite péniche. Ce qui ferait . . . . . . . . . . . 324 grandes péniches. et . . . . . . . . . . . . . . . . . 324 petites péniches. Seize divisions de bateaux canonniers. Chaque division sera composée de la même manière que celles des chaloupes canonnières. Ce qui ferait. 432 bateaux canonniers. Chaque bateau canonnier aurait une péniche. Ce qui ferait . . . . . . . . . . . 432 péniches. Quatre divisions de bateaux de pêche, armés en guerre chacun d'une pièce de 24. Ce qui ferait....................... 112 bateaux de pêche. 60 bateaux de grand échantillon. Total général de la flottille de guerre : 2,008 bâtiments. Il y aurait 5 ou 600 bateaux de pêche pour porter les non-combattants, les bagages et approvisionnements extraordinaires. Tout nous porte à penser que ces bâtiments seront disponibles avant frimaire, car il y en a un plus grand nombre en construction, et toutes ces constructions sont à près de moitié. La première question qui se présente est celle-ci : où placera-t-on tous ces bateaux ? Ostende aurait deux divisions de chaloupes canonnières , quatre divisions de bateaux de pêche armés de pièces de 24 et six divisions de bateaux canonniers; le tout, avec leurs péniches. Bâtiments de la flottille de guerre. Ce qui ferait . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 722 Ambleteuse aurait une division de chaloupes canonnières, une division de bateaux canonniers; le tout avec leurs péniches. Ce qui ferait . . . . . . . . . . . . 135 Étaples aurait deux divisions de bateaux canonniers avec leurs péniches. Ce qui ferait. . . . . . . . . 270 Total.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 Il n'en resterait donc plus que 8 à 900 à placer à Boulogne. Faites-moi connaître ce qu'il vous semble de cette distribution, qui n'est qu'un projet, et si Boulogne, Ostende, Ambleteuse et Étaples pourront facilement contenir ce nombre de bâtiments, en y ajoutant quelques parties des 5 à 600 bateaux de la flottille de transport. Donnez ordre que, parmi les bâtiments canonniers qui doivent se rendre de Dunkerque à Boulogne, il y en ait deux ou trois parfaitement équipés, comme ils doivent l'être pour l'expédition , conformément à l'état ci-joint. Je désire que vous étudiiez les vents et que vous établissiez la ligne que nous devons prendre devant Boulogne. Comme on ne parviendrait jamais à sortir dans une marée un aussi grand nombre de bâtiments, il faudra donc, comme l'a fait le général Latouche, les tenir en rade. Faites tracer sur un plan l'espace que doivent occuper les chaloupes canonnières, les bateaux canonniers, péniches et convois. Nos bâtiments de grand échantillon seraient très-propres à fortifier cette ligne, ainsi que quelques bombardes. Cette ligne de défense serait parfaite si nous pouvions avoir le fort pour la construction duquel le citoyen Forfait presse. Il pense que les travaux du port seront terminés au 15 vendémiaire (8 octobre 1803), et qu'on pourrait alors mettre une nouvelle activité au fort, qui peut être fini pour le mois de frimaire (décembre), et qui, une fois placé, n'aura rien à craindre des orages. Avant d'établir une chose qui paraît si extraordinaire, je désire que vous voyiez sur les lieux , avec le citoyen Sganzin (Joseph-Mathieu Sganzin, 1750-1837. Inspecteur des Ponts et Chaussées, responsable de l'ensemble des travaux portuaires nécessités par la construction de la flottille de débarquement), où l'on pourrait le placer, si vous croyez à la probabilité de ce projet. Il est possible que les Anglais viennent attaquer notre flottille une fois en rade, et, s'ils sont battus, comme il y a deux ans, je ne doute pas que leur frayeur ne redouble et ne produise un grand effet dans le pays. Enfin je désire que vous me fassiez connaître l'époque où le port sera fini , ainsi que le fort Rouge, que les Anglais, j'espère, ne nous empêcheront pas de continuer à construire. Dès que le moment sera fixé pour placer la charpente, il faut que le citoyen Sganzin prenne des mesures telles que le canon soit immédiatement placé. Enfin il me reste à connaître ce que l'on fera au port après que les travaux arrêtés seront achevés, et si l'on pourra sur-le-champ travailler aux barrages et aux écluses de chasse. Faites-moi connaître si les bois pour la construction du fort Rouge ont été martelés, et s'ils se coupent; et, s'ils ne le sont pas, ce qui s'y oppose. Pourrait-on encore trouver dans les bois, aux environs de Boulogne, de quoi construire le fort du citoyen Forfait ?

Benbow: Ссылки на чертежи Прам http://historic-marine-france.com/maquette/plano.jpg Артиллерийский корабль http://historic-marine-france.com/maquette/planp.jpg Канонерка http://historic-marine-france.com/maquette/plank.jpg Баржа http://historic-marine-france.com/maquette/plann.jpg

Эд: «С 4 ноября 1803 г. по 1 мая 1804 г. флотилия выходила в море всего три раза, и каждый раз не могла удержаться на рейде более трех дней. Самым несчастным днем было 15 апреля: из 150 находившихся на Булонском рейде судов только 53 вернулись в гавань. Треть судов была выброшена на берег, 100 судов могли войти в гавань только при благоприятных условиях во время прилива» (Дебриер). При этом Наполеон вплоть до апреля 1804 г. полагал, что для высадки ему будет достаточно одной флотилии, без линейного флота (его генералы были в ужасе). Флотилия могла действовать только у берега, под защитой своих батарей. Декре (который в отличие от Форфэ был профессионалом в морском деле), писал Императору, не скрывая сарказма: «Трудности, стоящие перед В.И.В. столь велики, что только Чудо могло бы выручить нас. Впрочем, оно столь часто являло Вам свой перст, что я ничуть не удивился бы его появлению». Всего для флотилии планировалось построить 2008 (!) судов, успели сделать 1723 + около 300 в Голландии. У меня где-то были подробные материалы по составу этой флотилии, при наличии интереса можно продолжить тему.

Агриппа: Benbow пишет: Классы приписанные к флоту не отменила даже революция. Соотвественно - это прибрежные рыбаки и моряки торгового флота. Т.е. это отнюдь не подготовленные экипажи военного флота. Конечно, это значительно лучшая основа для обучения, чем "сухопутный" контингент. Но если бы много и далеко плававшие моряки торгового флота (не говоря уже о рыбаках-каботажниках) были сопоставимы по подготовке с моряками военного флота, Вам не пришлось бы убеждать меня (в Англо-Голландских войнах), что включение в состав главных сил флотов вооруженных торговцев с недостаточно подготовленными для боевых действий экипажами, тормозило развитие линейной тактики. Т.е., по Вашим же словам, подготовка моряков торгового флота не соответствовала требованиям к морякам военного. Benbow пишет: после усиления Булони батареями (1803 год) англичане туда не совались. В гавань - разумеется. Но какое расстояние перекрывали батареи? Максимум милю неприцельной стрельбы. Этой воды хватит для подготовки флота?!!! Benbow пишет: для подготовки подойдет и залив Камарэ, и Бордосский залив, и треугольник Тулон-Йеры-Лерины Разумеется, подойдет и столь же обширная Маркизова Лужа (как считал Траверсе), однако какова была реальная боевая подготовка и сплаванность эскадр русского флота в конце его правления? Для эскадренной подготовки мало рейдовых учений и плаваний одиночных кораблей в ограниченных акваториях. Вспомните, что писал Вильнев по этому поводу.... «Я верю, в действительную силу кораблей Вашего Величества <совершивших эскадренное плавание в Вест-Индию>, и в той же степени уверен в тех кораблях Гравины, которые были уже в море; — но что касается прочих испанских кораблей, которые в первый раз выйдут из порта, дурно вооруженные, под командой неопытных капитанов, то признаюсь, я не знаю, что можно осмелиться предпринять на другой день вступления под паруса с этой многочисленной частью союзного флота». Это же смело можно было бы отнести и к французским кораблям, прошедшим "боевую подготовку" в заливе Камарэ, и Бордосском заливе, и треугольнике Тулон-Йеры-Лерины.

Benbow: Эд пишет: Всего для флотилии планировалось построить 2008 (!) судов, успели сделать 1723 + около 300 в Голландии. У меня где-то были подробные материалы по составу этой флотилии, при наличии интереса можно продолжить тему. Очень интересно.

Эд: Таблица флотилии на 8.08.1805 из 5-томника Дебриера (Desbriere, Projets et tentatives de debarquement aux iles britanniques (1793-1805), t. 1-5 (1900); в 1-м томе – планы и проекты высадки в 1790-х гг. (кстати, еще в 1793 г. Ла Туш-Тревиль предлагал сосредоточить в Канале флот из Бреста и Рошфора для прикрытия высадки; этот план позже видел Наполеон, что, возможно, и повлияло на его замыслы); 2-й том – Ирландские экспедиции 1796-98 гг. (в 1796 г. высадка почти получилась); последние 3 тома – планы Наполеона в 1801-05 гг.

Эд:

britanniques: Эд пишет: (Desbriere, Projets et tentatives de debarquement aux iles britanniques (1793-1805), t. 1-5 (1900); http://books.google.com/books?q=editions:081xs7ID0j6XV41m97&id=RKlWAAAAMAAJ



полная версия страницы